«Левые» долги за электроэнергию и спорные счета: чего советуют энергетики избегать

В последнее время отдельные потребители все чаще стали жаловаться на необоснованные сборы, взимаемые энергокомпаниями.

Люди стали активнее жаловаться на поставщиков электроэнергии в соответствующий контролирующий орган и Антимонопольный комитет, а затем обращаться в суды. Минфин обратился к Национальной комиссии по регулированию рынка электроэнергии и коммунальных услуг (НКРЕКП), АМКУ, энергетическим компаниям и юристам, специализирующимся в таких вопросах, с просьбой разъяснить ситуацию.

Почему возникают долги на земле и как их избежать

Сами энергокомпании любят повторять, что готовы решать споры мирным путем. Однако, учитывая судебную практику и штрафные санкции НКРЭКП и Антимонопольного комитета, очевидно, что это не всегда возможно.

Показательны также многочисленные жалобы потребителей, которые стали регулярно появляться на профильных страницах энергетических компаний в социальных сетях. Люди жалуются не только на отсутствие лицензий, которые обычно рекламируют компании. А еще и за начисление несуществующих долгов и даже за своевременную передачу показаний счетчиков.

Особенно это видно в тех случаях, когда потребители (а их миллионы) покинули Украину или когда дома разрушены и электричеством никто не пользуется. В таких случаях украинцы подчеркивают, что регулярно сдают показания счетчиков (доказывая отсутствие потребления), но при этом платят по среднему довоенному тарифу и влезают в долги.

На такую ​​задолженность в 2022-2023 годах многие могли не обращать внимания, поскольку действовал запрет на отключение электричества. Однако с января 2024 года энергокомпании уже начали гасить свет должникам, о чем уже писал «Минфин» и «Ясно» публиковал информацию о долгах. Поэтому недовольство потребителей начало расти.

«Если получатель сдает показания счетчика электроэнергии вовремя, в оговоренные сроки: за два дня до конца месяца и в течение трех дней после следующего месяца (т.е. у получателя есть 5 дней на это действие), то получатель получает счет за фактически потребленную электроэнергию. Это единственное действие, которое должен предпринять клиент для получения правильных счетов. Если клиент не представляет возврат в согласованные сроки, для расчета используется среднесуточное потребление.— говорится в официальном комментарии пресс-службы ДТЭК «Киевские электрические сети» для «Минфина».

Среднесуточное потребление рассчитывается с учетом объема аналогичного периода (месяца) предыдущего года.

«Если в доме потребителя в квартире, где никто не проживает, установлена ​​автоматическая система учета электроэнергии (ASCOE), то оператор распределительной системы видит, что потребления нет. И тут клиент видит на своем счету 0 гривен к оплате. Однако если такой системы нет, оператор распределительной системы не может узнать, потребляется она или нет, пока об этом не проинформирует потребитель.– говорит Ясно.

Чтобы не накапливать долги за пустующую квартиру, Ясно советует сделать следующее:

— Выключайте все электроприборы и каждый месяц отправляйте последние сохраненные показания счетчика электроэнергии.
— Свяжитесь с оператором распределительной системы по поводу временных отключений электроэнергии. После этого OSR отключится. Однако помните, что услуга отключения и подключения по инициативе потребителя является платной и осуществляется за счет потребителя. Срок подключения – от 3 рабочих дней в городах и до 5 рабочих дней в сельской местности.

Однако практика показывает, что в таких ситуациях нередко возникают споры, которые в дальнейшем становятся основанием для обращений в НКРЕК и судебных разбирательств. Эксперты в области энергетики продолжают подчеркивать только ответственность потребителей.

«Индивидуальные потребители в домохозяйствах обязаны ежемесячно считывать фактические показания всех счетчиков, установленных на объекте получателя, по которым дистанционное считывание данных невозможно, и до конца третьего числа представлять их соответствующему оператору распределительной системы. календарного дня после предполагаемого чтения», — отмечено в Na. Генеральный директор — Председатель правления ПАО «PEEM Centralne Przedsiębiorstwo Energetyczne» Анна Коломийчук из Министерства финансов.

Однако некоторые энергокомпании оставляют за собой право взимать плату с потребителей не по показаниям счетчиков, а по собственной формуле. Без согласования с потребителем, по своему усмотрению. Клиенты должны обращаться к регулирующим органам, чтобы отстоять свои права.

Источник: Минфин.