С 1 сентября 2025 года принято решение не финансировать заработную плату учителей в школах с числом учащихся менее 45, а с 1 сентября 2026 года — с числом учащихся менее 60 за счет образовательных субсидий.
Это решение не распространяется на начальные школы и будет распространяться только на образование в 5–11 классах.
В то же время все дети школьного возраста включаются в расчет образовательной субсидии каждой коммуны. Это означает, что коммуна получит средства на образование всех детей, но не сможет потратить их на малокомплектные школы.
Это значит, что органы местного самоуправления могут решить: либо перевезти учеников из этих школ в ближайшую более крупную школу, либо оплатить работу учителей в маленьких школах из местных бюджетов.
Добавим, что такое решение уже принято с целью повышения качества образования студентов из сельской местности Украины. В частности, с 1 сентября 2016 года школы с числом учащихся менее 25 человек не финансируются за счет образовательных субсидий.
Почему это решение необходимо?
В начальных-III школах с числом учащихся менее 45 в одном классе учатся 5-6 учеников, а из-за невозможности создания класса (минимум 5 учеников в соответствии с Законом Украины «Об общей средней школе») дети учатся индивидуально или в объединенных классах (начальная школа), объединяющих детей разного возраста. В результате дети не получают должного уровня взаимодействия друг с другом, обучения друг у друга и образцов для подражания.
Более того, такие школы обычно не полностью укомплектованы педагогическим составом. Более того, учителя часто не могут накопить достаточно часов преподавания по профильным предметам для получения достаточного вознаграждения, поэтому в таких школах существует практика поручать преподавание отдельных предметов учителям-неспециалистам.
Поэтому решение правительства должно стимулировать местные органы власти переводить детей в более крупные школы с учителями, техническим оборудованием и т. д.
По данным международного исследования качества образования PISA-2022, студенты из сельской местности отстают по успеваемости от сверстников из городов на 4,5 года. Это значит, что им необходимо 4,5 года, чтобы получить те же знания и навыки, что и городским школьникам того же возраста.
Аналогичные результаты приводит ЗНО (НМТ): в прошлом году средний балл по украинскому языку школьников из сельской местности был более чем на 6 баллов ниже, чем у школьников из городов; по математике – более 8 баллов; в истории Украины – почти на 3 пункта. Результаты сельских школьников и по другим факультативным предметам также ниже.
В то же время, будучи менее качественным, сельское образование обходится государству дороже. На обучение одного сельского учащегося государство тратит в среднем 30 400 злотых. гривен в год, а по городу 24,4 тыс. гривен в год. гривна. В некоторых селах стоимость обучения на одного учащегося достигает более 51 тысячи гривен. Это связано с необходимостью содержания и выплаты заработной платы работникам большого количества школ, в которых обучается небольшое количество учащихся. Это значит, что образование в сельской местности стоит дороже, но качество не оправдывает затраты.
Что будет с учениками этих школ?
Местные власти должны организовать транспорт детей в среднюю школу. В таких поездках детей должен сопровождать педагог. Второй год подряд государство предоставляет субсидию на приобретение автобусов — по 1 млрд грн каждый — для перевозки детей. В прошлом году за счет средств местных бюджетов приобретено более 450 автобусов.
Школа помощи – это школа, в которую привозят детей из разных городов, расположенных на расстоянии до 30 километров. Он больше, в нем есть учителя и он лучше оснащен. Благодаря большему размеру классов учитель может организовать различные форматы обучения, например, проектную работу.
Между тем, начальные школы, в которых учатся менее 45 и менее 60 учащихся, продолжат получать государственное финансирование. Начальная школа должна быть максимально приближена к ребенку: если старшие ученики смогут попасть в школу поддержки, то маленьким детям будет сложно.
Что будет с учителями этих школ?
Если органы местного самоуправления не примут решения самостоятельно финансировать работу школы, испытывающей недостаток кадров, то можно трудоустроить учителей во вспомогательных школах с организацией проезда.
Почему решение вступит в силу 1 сентября 2025 года?
Изменение школьных сетей требует времени для обсуждения с сообществом, принятия решений и обеспечения транспорта для поддержки школ. Правительство дает общинам время подготовиться к этой ситуации.
Министерство образования Украины