Подчиненные Сенкевича полгода скрывали смету ремонта в 64 млн злотых.

Прорыв в борьбе с коррупцией, обещанный международным донорам в прошлом году мэром Николаева Александром Сеньковичем, был безнаказанно проигнорирован его подчиненными, руководителями департаментов и коммунальными предприятиями.

К таким выводам Nikcenter пришел на основе анализа закупок, совершенных мэрией в период с сентября 2023 года по апрель 2024 года.

Несмотря на впечатляющие обещания, большинство заказов на ремонтные работы по-прежнему выполняются без использования электронной системы, то есть без открытых торгов. А контракты на общую сумму 64,4 млн грн заключены без публикации сметы.

Напомним, в августе 2023 года Александр Сенькович подписал Приказ № 155 “Об опубликовании дополнительных документов в машиночитаемом формате при заключении договоров на выполнение строительных работ и услуг”.

Согласно этому документу, все органы исполнительной власти, коммунальные предприятия, учреждения, заводы и организации Николаевского горсовета обязаны публиковать сметы капитального и текущего ремонта в машиночитаемом формате.

В СМИ приказ назвали «антикоррупционным прорывом», поскольку стоимость строительных материалов составляет значительную часть затрат в договорах на ремонт. Эта информация часто не разглашается распорядителями бюджета, что оставляет место для завышения цен вне поля зрения общественности.

«У Миколайова амбициозная цель – стать образцовым городом для послевоенного восстановления. …теперь Николаев – первый город, который публикует все сметы в удобной форме. Это важный инструмент для обеспечения полной прозрачности и подотчетности всех процессов. Я призываю общественность контролировать и коллективно обеспечивать эффективность и целостность процессов восстановления Николаева!» – прокомментировал свое решение Сенкевич.

Никцентр проанализировал капитальные закупки и текущий ремонт, осуществленные менеджерами, подотчетными мэрии, в период с сентября 2023 года по 15 апреля 2024 года. Учитывались закупки на сумму более 10 000 гривен. За это время муниципальными предприятиями, подразделениями управления и учреждениями осуществлено 678 закупок на общую сумму около 582,7 млн ​​грн.

Подавляющее большинство договоров на ремонт – 515 из 678 – было заключено без использования электронной системы. Это означает, что на «Прозорро» публикуются только результаты торгов, а подрядчика выбирали чиновники извне системы, что существенно снижает прозрачность процесса закупок.

Напомним, городские власти Николаева взяли на себя проведение всех закупок строительных работ/услуг капитального характера и текущего ремонта, ожидаемая стоимость которых составляет 50 000 гривен и более, с использованием системы электронных закупок. Но за более чем полгода подчиненные Сенковича заключили 235 таких договоров на сумму более 50 тысяч гривен, не используя «Прозорро».

Всего без публикации смет и цен на материалы подрядчикам в анализируемом периоде было выдано «письменных чеков» на сумму 64,6 млн злотых.

Для кого «закон» не написан

Анализ закупок показал, что большинство предприятий и коммунальных предприятий горсовета иногда игнорируют антикоррупционные распоряжения мэра.

Одну из «секретных» покупок совершил сам исполком Николаевского горсовета. Закупка услуг по текущему ремонту электрических сетей в здании исполкома на сумму 129 тысяч гривен в феврале и декабре текущего года осуществлена ​​без использования электронной системы, практически без публикации сметы или даже текст договора.

Среди крупнейших договоров на капитальный и текущий ремонт, которые были выполнены без внесения стоимости работ и материалов в Прозорро, есть много компаний, о которых уже писал Никцентр.

Например, Департамент энергетики и энергосбережения (директор – Дмитрий Лазарев) заключил с ООО «Злата Буд-М» договор на реконструкцию здания детского сада №95 стоимостью 1,6 млн грн. Заказ был выполнен без тендера, смета не была обнародована. Ранее “Никцентр” сообщал, что в договоре на реконструкцию разрушенного жилого дома подрядчик вдвое увеличил цену на стройматериалы.

Муниципальное предприятие «Николаевводоканал» (директор – Борис Дуденко) наградило своего постоянного акционера Сп. з о. Контракт «Укрспецоборудование» стоимостью 12,2 млн грн. Смета на реконструкцию коллектора по ул. Потемкинская тоже осталась скрытой.

Вопреки обещаниям мэра, самый крупный секретный контракт заключило КП «Николайволтеплоэнерго» (директор – Николай Логвинов). Без использования электронной системы компания отремонтировала теплосети на улице. Озерна за 13,4 млн грн ООО «Авангард Буд Проект». Интересно, что эта киевская компания фигурировала в одном из уголовных дел, касающихся компаний известного бизнесмена Араика Амирханяна. Напомним, 4 апреля указом президента в отношении Амирханяна были введены 10-летние санкции. Согласно постановлению Печерского районного суда, в ходе расследования установлено, что “Авангард Буд Проект” вместе с другими компаниями участвовал в легализации $226 млн, полученных ООО “Николаевбудцентр” преступным путем.

Во главе хит-парада «непослушания» николаевских чиновников горисполкома – скромное коммунальное предприятие «Захист». КП «Охрона» (директор Александр Олейников) в период после введения николаевской мэрией полной прозрачности осуществило 36 закупок текущего ремонта простейших жилых домов, преимущественно в жилых домах. Общая стоимость закупок составляет около 6 миллионов злотых. Все они прошли без использования электронной системы, хотя и превышают установленный мэром лимит в 50 000 злотых. гривна. Все закупки компании были осуществлены без публикации смет и даже текстов самих контрактов.

КП «Оброна» создано в июне 2023 года на базе закрытого КП «Институт социально-экономического развития города». Затем название компании было изменено и в его ведение были переданы бюджеты на ремонт простейших приютов. Интересно, что одним из фаворитов возрожденной энергокомпании был ФОП Вадим Пашкевич, бывший депутат Николаевского горсовета. Он получил семь контрактов на ремонт приютов. Вадим Пашкевич является бенефициаром нескольких рекламных компаний, в частности известной «Группы Волшебников».

В соответствии с Постановлением Мэра № 155 отдел внутреннего финансового контроля и противодействия коррупции собирает информацию о его выполнении. Мы поинтересовались в министерстве, какие результаты принесло внедрение этого «важного инструмента». Но исполняющий обязанности главы ведомства Виталий Ярошенко ответил, что цель приказа – лишь “обеспечить возможность беспрепятственного общественного контроля”.

«Информация о результатах выполнения заказов заказчиками Николаевского городского управления на основании Постановления № 155-р вносится в систему электронных государственных закупок «Прозорро». До момента предоставления ответа в министерство не поступило никакой информации, свидетельствующей о том, что физическими и/или юридическими лицами выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств органами исполнительной власти, коммунальными предприятиями, учреждениями, заводами и организациями местного самоуправления. Совета при заключении контрактов на работы/услуги по капитальному и текущему ремонту, – таков ответ Ярошенко на запрос Никцентра.

Трудно понять, как общественность или журналисты будут проверять эффективность использования бюджетных средств, если администраторы скрывают закупочные цены. Это тем более актуально, что николаевская мэрия не принимает никаких мер к людям, нарушающим требования «тотальной прозрачности».

«В ведомстве нет информации о действиях, предпринятых в отношении руководителей органов исполнительной власти, муниципальных предприятий, учреждений и организаций Николаевского горсовета в связи с невыполнением/ненадлежащим исполнением требований Постановления № 155-р», – На наш запрос ответил Департамент внутреннего финансового контроля и противодействия коррупции.

Что такое машиночитаемый формат и почему он важен

Новым шагом стало «антикоррупционное» постановление мэра Николаева, которое обязало чиновников размещать информацию о сметах расходов в машиночитаемом формате в «Прозорро».

Машиночитаемые данные — это данные в формате, который может автоматически считываться и обрабатываться компьютером. Такие форматы позволяют существенно упростить и автоматизировать обработку больших объемов информации: находить случаи аномально высоких цен, определять и сравнивать средние цены. Например, при подготовке проекта по закупке камер видеонаблюдения компания Nikcenter использовала анализ данных Prozorro с использованием собственных скриптов.

После принятия приказа №155 подчиненные Александра Сеньковича осуществили 132 ремонтные закупки на сумму 64,6 млн грн, не опубликовав смету расходов в машиночитаемом формате. Это означает, что информация об оценках и ценах местных ресурсов содержится в форматах pdf, rtf или docx.

«Файлы pdf, rtf и doc определенно не являются машиночитаемыми, поскольку содержащаяся в них информация не организована. Это значит, что это просто текст, а не таблица, и получить из него необходимые «поля» (столбцы) невозможно (очень сложно).– пояснил эксперт по открытым данным Ярослав Гарагутс.

К сожалению, в Украине законодательно не определено, какие данные считаются «машиночитаемыми». Однако существует Постановление КМУ №835, которое предусматривает открытую публикацию нескольких типов данных, таких как текстовые, структурированные, геопространственные, графические, видео- и аудиоданные и т.д. В этом постановлении указаны форматы файлов для каждого типа данных. Структурированные данные наиболее близки к понятию «машиночитаемые». Это значит, что в соответствии с Постановлением николаевские чиновники должны использовать форматы XML, JSON, CSV, XLS(X), ODS, YAML.

Как оказалось, это не очень сложная задача. Например, городской отдел образования добавил файлы местной сметы затрат и сводных данных о ресурсах в формате xls ко всем покупкам на общий ремонт или капитальный ремонт на Prozorro.

Напоминаем, что реконструкция Николаева невозможна без привлечения крупных средств международных доноров, в частности правительства Дании и международных организаций. Важнейшая задача органов местного самоуправления – убедить иностранцев в том, что средства их налогоплательщиков используются прозрачно и эффективно.

К сожалению, анализ самого известного мероприятия в николаевской мэрии показал, что в разрекламированном «антикоррупционном прорыве» немало пробелов. А выполнение обязательств возложено на добрую волю чиновников.